Удивительный случай. Во всех институтах
и университетах страны твердят о том, что человек био-психо-социальное
существо. В то же время, на практике, мало кто эту информацию использует с
толком и в такой триединой последовательности. Принято говорить о красоте, о силе воли, о личных качествах успешного человека.
Биологическая
составляющая всем ясна - желательно быть здоровым и красивым. Психологическая
отражает наши индивидуальные личностные особенности. Со времени выхода книги
Карла Густава Юнга с классификацией врожденных психотипов прошло более 100 лет,
наконец-то стало более-менее понятно, что без учета таких индивидуальных
особенностей взаимодействие с людьми будет малоэффективным.
А вот социальная
составляющая еще нуждается в прояснении, одного лишь упования на коллективизм
явно недостаточно. Более того, в последнее время во многих тренингах и
семинарах пропагандируются устаревшие ценности эпохи раннего капитализма, мол,
все зависит от одного тебя, ты должен надеяться
на себя и такое прочее.
Может ли продавец продавать сам себе свой товар? Может
ли предприниматель выполнять все функции компании в одиночку? Нет, нет, еще раз
нет. У каждого Джобса рядом должен быть свой Возняк… Даже у могучего Воланда была свита :)
Недостаточное внимание к вопросу формирования Команды рушит самые смелые замыслы, многие терпят крах и не
понимают главной причины неудачи. В то же время, появляется конкретный вопрос,
а как же создать Команду, которая будет эффективно решать поставленные задачи,
будет дружной, надежной и взаимовыгодной для всех участников? Содержательный и практичный ответ содержится в предложении, разработанном известным ученым Виктором
Гуленко. Он описывает идеальную команду из четырех человек, в которой каждый
играет свою, комфортную ему по природе, роль. Называется эта система D-C-N-H.
Истоки такой системы изложены в работах Карла Густава Юнга, который
впервые четко обосновал бессознательно существующий архетип четверичности, как идеальную
модель взаимодействия. Начинающему предпринимателю стоит создать мини-команду
из четырех человек, которые не противоречат другу другу, а, наоборот, всячески
поддерживают общее дело. В любом деле главное и сложное это победоносно начать, а дальше уже будет легче. Давайте подробнее опишем портреты этой «четверки
смелых».
Первая роль – доминантная - Лидер. Он ведет за собой, обладает яркой харизмой. Такие личности очень
трудолюбивы, не боятся препятствий, конфликтов, отменно организованы и
дисциплинированы. Если появляется вторая доминантная личность, то конфликт
неизбежен, любая группа будет страдать от борьбы за власть и влияние. Если же
доминантного лидера в команде нет, то дело будет тормозиться, проблемные
вопросы либо будут непреодолимым препятствием, либо значительно затянут
выполнение главной задачи.
Вторая роль – креативная -
Генератор идей. Без него никак - стагнация и «загнивание», отсутствие
перспектив и новых возможностей для развития. В тоже время, такая личность
бывает весьма конфликтной, непредсказуемой и может выходить из подчинения доминантного
лидера, открыто конфликтовать с ним. Потому понятно, что для начала любого дела
креативных личностей много не нужно - к чему эта внутрикомандная конкуренция? Звезда, как и лидер, должна быть одна :)
Третья роль – нормирующая -
Оформитель. Прекрасный организатор, который великолепно справляется с
оргвопросами, юридическим и бухгалтерским сопровождением, следит за графиком
выполнения задач, пунктуален и компетентен. Лучший помощник Лидера, его
заместитель. При этом толерантен, вежлив, умеет разложить любой вопрос «по
полочкам». Слишком много нормирующих членов команды – это путь к ненужной
бюрократии, следствие их отсутствия – хаос и беспорядок в документах, сложности
с проверяющими инстанциями.
Четвертая роль –
гармонизирующая - Индикатор. Тонко чувствующая личность, сглаживает острые конфликты, лучший друг Генератора идей. В его
присутствии конфликт маловероятен, потому как это своеобразный хранитель
корпоративного единства, мягкая улыбка и такт которого поможет не только снять
конфликт, но и даст доминантному Лидеру полезную информацию о состоянии
команды, внутренне скрытых процессах как позитивных, так и негативных. Много
гармонизирующих членов команды вряд ли полезно - им иногда свойственна леность
и несобранность. Но и отсутствие гармонизатора приводит к излишней жесткости в
созданных структурах, где первым, как правило, не уживается Генератор идей, а
это, в свою очередь, приводит к бюрократизации и излишней заорганизованности
команды, которая не будет способна к развитию и творчеству.
И здесь возникает ряд важных
вопросов: с помощью какого инструмента сформировать
эффективную команду? Какой алгоритм действий при формировании команды по системе D-C-N-H? Как действовать при
большем количестве участников? Что бывает при
меньшем количестве партнеров? Есть ли яркие примеры успеха и неудач команд в формате кейсов? Какие альтернативы этой системе и какие методики применяют самые крупные компании в мире?
Все это будет скоро. Ожидайте, осталось
недолго :)