23.04.2023

Миссия выполнима: team-building


Удивительный случай. Во всех институтах и университетах страны твердят о том, что человек био-психо-социальное существо. В то же время, на практике, мало кто эту информацию использует с толком и в такой триединой последовательности. Принято говорить о красоте, о силе воли, о личных качествах успешного человека. 

Биологическая составляющая всем ясна - желательно быть здоровым и красивым. Психологическая отражает наши индивидуальные личностные особенности. Со времени выхода книги Карла Густава Юнга с классификацией врожденных психотипов прошло более 100 лет, наконец-то стало более-менее понятно, что без учета таких индивидуальных особенностей взаимодействие с людьми будет малоэффективным. 

А вот социальная составляющая еще нуждается в прояснении, одного лишь упования на коллективизм явно недостаточно. Более того, в последнее время во многих тренингах и семинарах пропагандируются устаревшие ценности эпохи раннего капитализма, мол, все зависит от одного тебя,  ты должен надеяться на себя и такое прочее. 


Может ли продавец продавать сам себе свой товар? Может ли предприниматель выполнять все функции компании в одиночку? Нет, нет, еще раз нет. У каждого Джобса рядом должен быть свой Возняк… Даже у могучего Воланда была свита :)

Недостаточное внимание к вопросу формирования Команды рушит самые смелые замыслы, многие терпят крах и не понимают главной причины неудачи. В то же время, появляется конкретный вопрос, а как же создать Команду, которая будет эффективно решать поставленные задачи, будет дружной, надежной и взаимовыгодной для всех участников? Содержательный и практичный ответ содержится в предложении, разработанном известным ученым Виктором Гуленко. Он описывает идеальную команду из четырех человек, в которой каждый играет свою, комфортную ему по природе, роль. Называется эта система D-C-N-H. 

Истоки такой системы изложены в работах Карла Густава Юнга, который впервые четко обосновал бессознательно существующий архетип четверичности, как идеальную модель взаимодействия. Начинающему предпринимателю стоит создать мини-команду из четырех человек, которые не противоречат другу другу, а, наоборот, всячески поддерживают общее дело. В любом деле главное и сложное это победоносно начать, а дальше уже будет легче. Давайте подробнее опишем портреты этой «четверки смелых».


Первая роль – доминантная - Лидер. Он ведет за собой, обладает яркой харизмой. Такие личности очень трудолюбивы, не боятся препятствий, конфликтов, отменно организованы и дисциплинированы. Если появляется вторая доминантная личность, то конфликт неизбежен, любая группа будет страдать от борьбы за власть и влияние. Если же доминантного лидера в команде нет, то дело будет тормозиться, проблемные вопросы либо будут непреодолимым препятствием, либо значительно затянут выполнение главной задачи.

Вторая роль – креативная - Генератор идей. Без него никак - стагнация и «загнивание», отсутствие перспектив и новых возможностей для развития. В тоже время, такая личность бывает весьма конфликтной, непредсказуемой и может выходить из подчинения доминантного лидера, открыто конфликтовать с ним. Потому понятно, что для начала любого дела креативных личностей много не нужно - к чему эта внутрикомандная конкуренция? Звезда, как и лидер,  должна быть одна :)

Третья роль – нормирующая - Оформитель. Прекрасный организатор, который великолепно справляется с оргвопросами, юридическим и бухгалтерским сопровождением, следит за графиком выполнения задач, пунктуален и компетентен. Лучший помощник Лидера, его заместитель. При этом толерантен, вежлив, умеет разложить любой вопрос «по полочкам». Слишком много нормирующих членов команды – это путь к ненужной бюрократии, следствие их отсутствия – хаос и беспорядок в документах, сложности с проверяющими инстанциями.

Четвертая роль – гармонизирующая - Индикатор. Тонко чувствующая личность,  сглаживает острые конфликты, лучший друг Генератора идей. В его присутствии конфликт маловероятен, потому как это своеобразный хранитель корпоративного единства, мягкая улыбка и такт которого поможет не только снять конфликт, но и даст доминантному Лидеру полезную информацию о состоянии команды, внутренне скрытых процессах как позитивных, так и негативных. Много гармонизирующих членов команды вряд ли полезно - им иногда свойственна леность и несобранность. Но и отсутствие гармонизатора приводит к излишней жесткости в созданных структурах, где первым, как правило, не уживается Генератор идей, а это, в свою очередь, приводит к бюрократизации и излишней заорганизованности команды, которая не будет способна к развитию и творчеству.

И здесь возникает ряд важных вопросов: с помощью какого инструмента сформировать эффективную команду? Какой алгоритм действий при формировании команды по системе D-C-N-H? Как действовать при большем количестве участников? Что бывает при меньшем количестве партнеров? Есть ли яркие примеры успеха и неудач команд в формате кейсов? Какие альтернативы этой системе и какие методики применяют самые крупные компании в мире? 

Все это будет скоро. Ожидайте, осталось недолго :)




Миссия выполнима: team-building

Удивительный случай. Во всех институтах и университетах страны твердят о том, что человек био-психо-социальное существо. В то же время, на...